Новости

Пошив одежды Внимание, НОВИНКА!

Пошив одежды для персонала, для промышленных целей.

Полезно знать

История происхождения суши Суши, услада глазу и истома языку, оказывается к тому же волнительным кулинарным действом,и изведавшие его не скоро забудут.

История происхождения мороженого О происхождении любимого лакомства людей - холодного, сладкого мороженого - написано так много противоречащих друг другу историй, что определить, где истина, а где легенды, довольно трудно.

Интересные факты Штопор был изобретен М.Л. Брайном в 1860 году.

Лайковые перчатки изготавляются из кожи лам.

История возникновения стекла

История возникновения стекла

В I тысячелетии до нашей эры стеклянные изделия начинают распространяться и в других странах, в первую очередь, на Ближнем Востоке. Здесь создают небольшие стеклянные сосуды, по форме напоминающие греческую керамику. Накануне наступления новой эры в Сирии, в Сидоне, была изобретена стекловыдувная трубка, и стеклянные изделия начинают изготавливать методом выдувания. Это позволило получать прозрачные тонкостенные сосуды. Сирийские стеклодувы в это время славились изготовлением отличного качества флаконов, чаш, колб, которые нередко имели налепные украшения.

В Древнем Риме и римских колониях во времена правления Октавиана Августа (I в. н. э.) существовало развитое стекольное производство. Римские мастера наладили массовое изготовление стеклянных сосудов бытового назначения. Из стекла делались даже погребальные урны для пепла. Но выполнялись в римских мастерских и дорогие, богато украшенные стеклянные сосуды, предназначенные для зажиточных слоев общества.

После распада Римской империи в стекольном производстве опять вперед выходит Восток. Одним из важнейших поставщиков стеклянных изделий в это время становится Византийская империя. Здесь рождаются новые техники обработки стекла: резьба и шлифовка. С помощью этих техник изготавливаются сосуды для вина и воды, стаканы, фляги. Важным нововведением в Византии является также начало использования в архитектуре мозаики из кусочков цветного стекла.

Свой вклад в развитие технологии производства стеклянных изделий внесли арабы. Они стали расписывать стекло эмалевыми красками и золотом. Центрами подобного производства в XII-XV вв. становятся города Алеппо и Дамаск. С XV же века на Востоке на первое место по производству стеклянных изделий выходит Персия, для которой в основном было характерно изготовление сосудов для вина и воды из синего и зеленого стекла.

В Европе во времена средневековья в бывших римских колониях Галии, Германии, Фландрии, Британии сохранилась традиция изготовления стекла. Главным центром стеклоделия на европейском континенте становится Венеция. В ХIII в. венецианское стекло уже широко экспортируется в другие страны. Надо сказать, что в Венеции тогда создавалась не только стеклянная посуда, но и оконные, а также оптические стекла (для очков). В XIV-XV вв. в Венеции начинает применяться окраска стекла пережженной костью, а также золотом, кобальтом и медью, что тогда являлось признаком именно венецианского стекла. Химические процессы изготовления и декорирования стекла в Венеции считались государственной тайной и держались в строжайшем секрете, разглашение которого каралось по специально принятому закону. В ХIII и XIV в. стекольное производство развивается также в Баварии и Богемии. Бавария в основном выпускала стеклянные стопы, которые украшались налепным декором, а также чернильницы, аптечную посуду и посуду для алхимиков. В Богемии делали высокие стройные бокалы на небольшой ножке. Как массовая тара широкого потребления в Европе тогда были также распространены стеклянные бутылки с шарообразным туловом. В XVI веке в Германии налаживается выпуск четырехгранных бутылок с короткой горловиной, которые впоследствии в России получили название штофов. Постепенно цилиндрические бутылки полностью вытеснили шаровидные, так как были намного удобнее тем, что их можно было хранить в лежачем положении, что требовали правила хранения большинства вин.

В конце XVI веке в Южной Германии в производстве художественного стекла начинают использовать технику резьбы, которая применялась еще древнеримскими стеклоделами и была перенята от мастеров резьбы по горному хрусталю. В стекольном производстве эта техника успешно стала развиваться, когда во второй половине XVII веке в Богемии изобрели калийно-известковое стекло, так называемый богемский хрусталь. Этот материал был совершенно чистым и прозрачным и обладал красивым блеском, поэтому такие изделия пользовались большим спросом по всей Европе. С последней трети XVIII века Богемия делает упор именно на производстве изделий из молочного стекла: сервизов, ваз, фляг.

В это же время активно используется и другой вид стекла - свинцово-известковый, или так называемый английский хрусталь. Этот материал хорошо подходит к простым, конструктивным формам распространившегося тогда художественного стиля классицизма. Кроме того, алмазная шлифовка свинцового стекла давала на изделиях очень красивое радужное преломление световых лучей.

В XIX веке английское шлифованное стекло вступает в жесткую конкурентную борьбу с богемским хрусталем. Богемские мастера быстро переняли у англичан технику алмазной шлифовки, однако их калийно-известковые стекла плохо поддавались подобной обработке. В результате в Богемии решили пойти по другому пути и стали развивать производство накладного и цветного стекла, что, в конечном итоге, вернуло богемским мастерам утраченную было мировую славу. Стеклянные сервизы, блюда, флаконы, вазы богемского производства с успехом продавались в разных странах Европы и за ее пределами.

XIX век внес в производство стеклянных изделий стандартизированность и массовость. С появлением в 1824 г. в США прессованного стекла во всем мире стал налаживаться крупносерийный промышленный выпуск бутылок для алкогольных и безалкогольных напитков. Этот способ производства стеклянной тары позволял выштамповывать данные о производителе напитка непосредственно на поверхности бутылки при прессовании жидкого стекла. Массовый выпуск бутылок из прессованного стекла был выгоден и рентабелен.

Свою историю имеет стекольное производство и в Беларуси. Во второй половине I тысячелетия н. э. в северо-восточных и северо-западных районах белорусских земель, где тогда жили балтские племена, широко были распространены стеклянные украшения. Позже такие украшения начинают использоваться и кривичами - предками современных белорусов. К концу тысячелетия производство стеклянных изделий осуществляется уже на всей территории Беларуси. С XI в. в городах Беларуси появляются стекольные производства (гуты), которые возникли одновременно со становлением городов. Постепенно стеклоделы образуют своеобразный клан, скрывающий секреты своего мастерства. Складываются целые династии стеклоделов.

В XII-XIII веках в Беларуси формируются центры стекольного производства в Турове, Полоцке, Новогрудке, Гродно, где изготавливалась бесцветная стеклянная посуда, а также сосуды желтоватого, зеленого, синего и фиолетового стекла. Они предназначались для различных напитков, для аптечных и литургических целей. В стекольном производстве разных белорусских городов существовали свои характерные виды продукции. Так, в Новогрудке делались чары, тарелки и горшковидные сосуды, в Гродно - графины без ручек, конические бокалы, в Турове - кубки с рельефными стенками.

В XVI веке на территории Беларуси, в Великом княжестве Литовском, стекольное производство существовало уже в 18 городах, а в XVII в. - в 34. В XVII в. в Беларуси начинают изготовлять хрусталь. Использование нового материала повлекло за собой и новые технологии в обработке стекла: резьбу и гравировку алмазом, а позже - медными кольцами, шлифовку чугунными и каменными шайбами, полировку деревянными шайбами.

В XVIII веке белорусские магнаты начинают создавать вотчинные мануфактуры по производству стеклянных изделий. В это время стеклоделие в Беларуси достигает особого расцвета. Крупными стекольными мануфактурами владели князья Радзивиллы, граф Тизенгауз, помещики Массальский, Сологуб. Налибокская мануфактура Радзивиллов, например, имела совершенное по тем временам технологическое оборудование и была организована по образцу Дрезденской королевской стекольной мануфактуры. Говорили, что налибокские изделия по своему качеству приближались к продукции Берлинско-Потсдамского стекольного центра, поставщика прусского короля.

В XIX веке в Беларуси было уже 203 стекольных завода. В первой половине века ведущую роль сохраняют вотчинные мануфактуры. Одним из лидирующих предприятий в данной области становится Гомельский хрустальный завод М. П. Румянцева, на котором было рекордное по тем временам количество печей - шестнадцать. По статистике, в 1815-1817 годах в Беларуси производилось более половины аптекарской посуды, две трети графинов и бокалов, одна треть бутылей, более чем 10 % стаканов от общего выпуска таких изделий во всей России.

В последние десятилетия XIX века стекольное производство в Беларуси приобретает еще больший размах в связи с введением закона о продаже вина и водки только в стеклянной таре. Это породило большой спрос на бутылки, производство которых с каждым годом увеличивалось. В это время в Беларуси появляется ряд новых стеклозаводов: Борисовский, Неманский, Елизовский, Глушевский, Залесский. Эти заводы существуют и сегодня.

Одним из наиболее крупных белорусских стекольных предприятий, основанных еще в XIX в. и успешно работающих в настоящее время, является стеклозавод "Неман" в поселке Березовка Лидского района Гродненской области. Построен завод в 1883 году. Первоначально здесь выпускалась бытовая и аптекарская посуда, ламповое стекло. Во время Великой Отечественной войны завод был разрушен. В 1944 году, после освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, предприятие было восстановлено. Впоследствии завод расширялся, строились новые цеха: стеклоизделий, бытовой посуды из цветного и бесцветного стекла, - было освоено изготовление хрусталя. Сегодня на заводе изделия из бесцветного стекла декорируются цветной росписью, золотом, хрусталь обрабатывается алмазной гранью. Еще в советское время продукция завода "Неман" стала экспортироваться в зарубежные страны: Великобританию, Бельгию, Данию, Финляндию и другие.

Вторым крупным белорусским предприятием, выпускающим художественное стекло, является Борисовский стеклозавод, который также существует с XIX столетия. Выпускают здесь хрустальные изделия (вазы, бокалы, фужеры, десертную посуду и посуду для напитков), посуду из толстостенного стекла, декорированную с использованием алмазной и широкой грани, пескоструйки, травления, а также прессованное стекло.

Кроме художественного стекла, значительную часть продукции наших стеклозаводов составляет тара массового производства - бутылки, банки, в которых выпускаются многие напитки и пищевые продукты, - а также аптечная посуда и парфюмерные флаконы. Безусловно, подход к созданию формы этих стеклянных изделий отличается от формообразования изделий художественного стекла. Однако и здесь нельзя забывать про эстетические качества предмета. Если говорить о парфюмерных флаконах, то у нас об их красоте более-менее позаботились, так как парфюмерия в некрасивом флаконе - это, конечно, нонсенс. С бутылками, банками дело обстоит менее благополучно. Стандартные, не очень привлекательные водочные, винные, пивные бутылки в изобилии стояли на полках наших магазинов. Только в последнее время появились отечественные фирменные напитки в оригинальных бутылках декоративной формы. Можно отметить, например, тару к таким водкам, как "Всеслав Чародей", "Столица", "Березовая", "Золотая корона". Постепенно улучшается и форма стеклянных банок, в которых продают соления, конфитюры, соки. Здесь, наряду со стандартными литровыми, пол-литровыми и трехлитровыми банками, появляются и более изящные баночки с закручивающимися металлическими крышками.

Из всей стеклянной тары наиболее консервативной остается аптечная посуда. Не очень красивые и совсем некрасивые пузырьки, мало отличающиеся от своих собратьев сорока- и пятидесятилетней давности, встречают нас в витринах аптек. Может быть, аптечная тара имеет слишком утилитарное назначение и действительно не нуждается в эстетическом осмыслении? Конечно, от аптечного пузырька нельзя требовать такой же декоративности, как от парфюмерного флакона, но все же и он не должен быть уродлив. С аптечной тарой ведь имеют дело больные люди, а вид лекарства в бутылочке, которая вызывает отрицательные эстетические чувства, может на впечатлительного больного оказать негативное психологическое воздействие. Поэтому нет сомнения, что и для аптечной посуды необходима привлекательность и красота.

Такова многовековая и многонациональная история стекла и стеклянной посуды. Развиваясь и совершенствуясь, технология производства стекла открывает все новые свойства этого прекрасного материала. Удивительный это материал - стекло. Удивителен он в дорогих художественных изделиях, по-своему может быть удивителен и в рядовой утилитарной посуде, нужно только знать к нему подход, уметь угадывать его волшебные возможности, которые, конечно же, нами открыты еще далеко не полностью.

Яков Ленсу
академик Международной академии наук о природе и обществе